Сегодня 100 лет со дня рождения выдающегося Николая Амосова

Николай Амосов Гениальный кардиохирург, отец украинской биокибернетики, всемирно известный писатель, политический деятель, автор нашумевшей методики продления молодости — все это Николай Михайлович Амосов, проживший долгую жизнь, полную научных поисков и открытий.

Его считали наделенным уникальным даром. Он был и врачом, и дипломированным инженером, и мыслителем. Мог предугадать повороты политической линии государства. Бок о бок с гением удалось поработать его ученику, ныне заведующему отделением хирургических методов лечения ишемической болезни сердца Национального института сердечно-сосудистой хирургии им. Н.М. Амосова НАМН Украины, д.м.н., профессору Анатолию Руденко.    


От аэроплана до сердечного клапана  
В 1960-х годах кардиохирургия развивалась одновременно с космонавтикой. То была эпоха открытий. Люди хотели понять сами основы жизни. Изучали системы организма, психику, социальные механизмы общества и окружающую среду. Всем этим занимался и Николай Амосов! Как инженер он начал с модели аэроплана с паровой турбиной.
В будущем полученные знания помогли ему сделать прорыв в медицине и сформировать особый взгляд на процессы в организме и в обществе. Так, он первым предложил рассматривать деятельность мозга не со стороны отдельных функций (запоминание, обучение), а как цельную систему. Верил в создание искусственного разума. Добившись в 1962 году открытия факультета биокибернетики при Институте кибернетики АНУ, Амосов тридцать лет руководил исследованиями в этой сфере, в том числе в сфере моделирования развития социума.   
Хирург Амосов первым в СССР проводил уникальные операции. Часто без достойного оборудования. Подумать только, первые трехстворчатые сердечные клапаны доктору пришлось создавать из собственной нейлоновой рубашки, привезенной из Италии! 

На войне хирург был ведущим медиком в Полевом подвижном госпитале (ППГ-22-66). Через его руки прошло 40 тысяч раненых! Фото: семейный архив. —
То, что Николай Михайлович был не только хирургом, но и инженером, очень помогало в медицинской деятельности, — рассказывает Анатолий Руденко.
— Он мог представить, как должен работать тот или иной агрегат. Так был создан, к примеру, аппарат искусственного кровообращения — АИК (Николай Амосов увидел такой прибор на конференции в Мексике, но в СССР ничего подобного не было. Тогда ученый сделал чертежи первого советского АИК, спасшего тысячи жизней. — Прим. ред.). 
Его талант проявлялся во всем. Так, после первых операций по протезированию митрального клапана больные начали умирать от инсультов. Николай Михайлович догадался, что проблема в гладкой поверхности металлического протеза, на которой образуются тромбы и, не имея возможности зафиксироваться, отрываются и закупоривают сосуд. Тогда внутреннюю часть клапана стали покрывать трикотажным материалом, по структуре похожим на вязку. На такой поверхности тромбы прочно фиксировались, инсультов стало намного меньше.    
Смерть девочки заставила взять в руки писательское перо  
Это был путь первопроходца, не чуждый ошибок и рисков.   — Сейчас кардиохирургия — скорее рутина, но когда-то погибал каждый четвертый прооперированный! — объясняет Анатолий Викторович. — Это очень тяжело для хирурга, но Амосов не оставлял попыток, ведь другие пациенты продолжали жить, хотя до операции были обречены.   
Свои полные борьбы, достижений и неудач дни Амосов описал в книге «Мысли и сердце», которая стала бестселлером и переведена на десятки языков. Немногие знают, что толчком к созданию ее стала смерть маленькой пациентки.   «Однажды осенью 1962 года, после смерти при операции больной девочки, было очень скверно на душе, — признается Николай Михайлович в биографии. — Сел и описал этот день. Так возник «Первый день» в будущей книге «Мысли и сердце». Ее издавали более тридцати раз на разных языках мира. 

Домашняя любимица, собака Чари.
О ней Амосов писал «Она стала мне, как близкий друг…Побудила меня бегать, чтобы рационально использовать время, отведенное для гулянья». Фото: семейный архив. Казалось бы, имея такую славу и огромное влияние в научных кругах, любой мог бы проявить высокомерие. Но не Амосов. 
— На первой же операции, когда я ассистировал Николаю Михайловичу, стал с ним спорить, — вспоминает Анатолий Руденко. — Он промолчал, не оборвал, не унизил. Шеф, как мы его называли, был грозным, но справедливым. Хотя редко проявлял снисхождение к тем, кого считал непригодным для профессии кардиохирурга.    
Бросил курить в 40 — и нашел систему продления молодости! 
Много лет ученый недооценивал роль физкультуры и даже курил. Но после 40 начались проблемы со спиной. Тогда Амосов создал собственную систему поддержки здоровья и омоложения — ежедневно 10 упражнений по 100 раз плюс бег. Упражнения следовало уместить в полчаса, чтобы бросило в пот и в два раза ускорился пульс.   
С возрастом нагрузка должна…увеличиваться:   «Скоро после юбилея (80 лет. — Прим. ред.) стал замечать, что стал хуже ходить, хотя продолжал свою обычную гимнастику — 1000 движений и 2 км «трусцы». Почувствовал приближение старости. Тогда и решил провести эксперимент: увеличил нагрузки в три раза. Идея была следующая: генетическое старение снижает мотивы к напряжениям и работоспособность, мышцы детренируются, это еще сокращает подвижность и тем самым усугубляет старение. 
Чтобы разорвать порочный круг, нужно заставить себя очень много двигаться. Что я и сделал: гимнастика 3000 движений, из которых половина — с гантелями, плюс 5 км бега. За полгода я омолодился лет на десять».   Николай Амосов призывал питаться разнообразно, но скромно — не переедать и стараться сохранять вес в пределах показателя «рост в сантиметрах минус 100». Свой собственный вес он удерживал на отметке 54 кг, независимо от возраста.   — Он пропагандировал свои идеи, делился методикой, собирая полные залы. На его лекции ходили так, как не ходят на выступление звезд эстрады, — вспоминает Анатолий Руденко.
— При том что наследственность не предполагала такого здоровья, ведь в семье Николая Михайловича не было долгожителей.    
Единственный раз, когда гениальный доктор ощутил упадок сил — это перед сложнейшей операцией на его собственном сердце: замена сердечного клапана и шунтирование. Шел 1998-й, Николаю Михайловичу было 84 года. При тех медицинских реалиях операция была рискованна для человека его возраста. Но он держался и почти сразу после операции опять начал тренироваться.  
«И снова, как в первый раз, старость отступила, — писал он. — Снова хорошо хожу, хотя на лестницах шатает. Живу активной жизнью: пользуюсь вниманием общества, даю интервью, пишу статьи. Подключился к интернету».

Николай Амосов с внучкой Аней. Большой поклонник технических новинок, он пользовался компьютером и интернетом. Фото: семейный архив.
Политическое чутье  
До последнего дня (умер на 90-м году жизни) своей жизни Амосов принимал живое участие в научных исследованиях в сфере биокибернетики, а идеи, записанные еще во времена первой практики в родном городе Череповце (Россия), сохранил и развивал. За несколько часов до смерти 12 декабря 2002 года встречался с коллегой и вел научные беседы.    
Как политик Амосов запомнился желанием развивать науку и медицину, помогал и обращающимся к нему гражданам. Сам себя он не величал ни борцом с режимом, ни героем, но во время лекций нередко отвечал на каверзные вопросы аудитории — и всегда честно. Так, признавал, что будущее — за капитализмом, который более эффективен.  
Обладал он и особым жизненным чутьем: во времена перестройки радовался глотку свободы, но советовал знакомым не хранить деньги, а вкладывать, например, в недвижимость. Независимость Украины приветствовал.   
«В личной жизни я старался быть честным и хорошо относился к людям. Они мне платили тем же», — резюмирует в своих воспоминаниях Амосов. Таким он и остался в памяти тысяч пациентов, читателей, последователей и коллег в Украине, России и за рубежом.   
 А В ЭТО ВРЕМЯ 
  Дочка сняла фильм об отце   
Сегодня к юбилею выдающегося хирурга телеканал «Интер» покажет документальную ленту «Амосов. Столетие»    
За свою медицинскую карьеру Николай Михайлович спас более пяти тысяч человеческих жизней. Он первым применил наркоз в кардиохирургии и начал лечить порок сердца операционным путем, одним из первых ввел в практику искусственное кровообращение, да и просто был гениальным новатором в медицине. В 2008 году в рамках проекта канала «Великі українці» телезрители назвали Амосова одним из великих и отдали ему второе место (первым стал Ярослав Мудрый). 
К юбилею выдающегося ученого «Интер» представляет масштабный документальный проект «Амосов. Столетие», продюсером которого выступила дочь ученого — доктор медицинских наук, профессор-кардиолог Екатерина Амосова.

Николай Михайлович с юной Катей. Позже она тоже выберет путь врача и станет кардиологом. Фото: предоставлено каналом «Интер».  
«Каждый день рождения приходил в свой дом» 
Круг интересов Николая Михайловича был чрезвычайно обширен — он занимался геронтологией, кибернетикой, писал книги. Он успел очень многое. Его наследие — это десятки тысяч спасенных жизней, поколения талантливых врачей и медиков, передовой институт, стройная система мировоззрения и жизненный пример глубоко нравственной личности. Он обладал уникальной способностью вызывать качественный, революционный скачок вперед в любом деле, за которое брался. А дел этих хватило бы на десятки выдающихся людей — ученых, врачей, мыслителей, писателей, новаторов, организаторов…  
— Внешне суровый и жесткий Николай Михайлович очень любил и трепетно относился к своему коллективу, — вспоминает его дочь Екатерина. — И он радовался, когда, уже будучи пенсионером, приходил в свой день рождения в свой дом, который сам построил, и встречался со своими сотрудниками. Николай Михайлович не смог это сделать в последний день рождения — за 6 дней до того его не стало. И в день этой  юбилейной даты мы хотим, чтобы украинцы увидели новый документальный фильм, который расскажет его биографию, то, что уже вошло в историю, то, что он уже сделал. 

Профессор-кардиолог Екатерина Амосова.  
Талантливый ученый и хирург-практик   
Для создания фильма «Амосов. Столетие» были использованы  воспоминания пациентов, которых когда-то оперировал хирург, его учеников, врачей-современников и просто тех людей, для которых он был образцом, талантливым ученым и хирургом-практиком, спасшим многих. Но фильм не столько о том, чего достиг Амосов, сколько о том, благодаря чему он этого достиг, какой внутренний закон, какая система ценностей и природа личности сформировали «феномен Амосова». 
Чтобы понять это, исследуются события, время. Поступки и жизненный быт, революция и война, социализм и капитализм, хирургия и кибернетика, жизнь и смерть, истина и Вселенная — вот далеко не полный перечень эпизодов в фильме. И за всем этим фигура Амосова — его отношение к себе и своему делу, к близким и чужим людям, его вера и сомнения, его принципы и мораль, его внутренний стержень. 
Здесь мы ищем секрет феноменальных достижений Николая Михайловича Амосова, здесь мы ищем его послание нам, ныне живущим людям. Об этом и повествует картина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *