Как избежать наказаний со стороны налоговой службы и обосновать выражение надлежащей осторожности? Как не заключить нерентабельную сделку? Как не разрешить несоблюдения заказа контрагентом? Решение есть: необходимо перед подписанием договора провести проверку контрагента для доказательства его деловой репутации, правоспособности и финансово-материального обеспечения.
В каких случаях требуется проверка. В работе почти любой компании может появиться малоприятная ситуация, когда налоговые органы отказывают в вычете налога на дополненную стоимость или признают сделку маловероятной, затраты непроверенными, а налоговую выгоду безосновательной. Это вполне может быть обусловлено тем, что контрагент, казавшийся при решении сделки вполне качественным, был объявлен налоговой службой нерадивым. При этом компания или бизнесмен не поработали его проверить.
Налоговая проверка контрагента включает в себя требования и анализ документации, и сбор информации из открытых источников.
Отечественное законодательство не имеет условий об необходимом выполнении проверки контрагента, а контролирующие организации большое внимание уделяют проявлению налогоплательщиком надлежащей осторожности при избрании контрагента.
Главным документом, которым следуют в такой ситуации налоговые и прочие контролирующие органы, является распоряжение Пленума ВАС РФ от 12 ноября 2006 года номер 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Оно определяет основные аспекты надлежащей осторожности и осмотрительности при избрании контрагента.
Иными необязательными бумагами считаются послания Минфина РФ от 6 августа 2009 года номер 03-02-07/1-340 и от 10 мая 2009 года номер 03-02-07/1-177, послание ФНС РФ от 24 августа 2015 года номер ЕД-4-2/13005@.
В новом послании от 23 мая 2017 года номер ЕД-5-9-547@ ФНС РФ показала, что неуплата налогов 2-м и дальнейшим контрагентом в цепочке не будет считаться независимым доводом недобросовестности рассматриваемого налогоплательщика и возложения на него отрицательных последствий если соблюдать условие действительности сделки.
При этом налоговым органам рекомендуется уделять особенное внимание оценке достаточности и разумности принятых налогоплательщиком мер по проверке контрагента.
Проверять контрагента рекомендуется перед любой сделкой, а особенного внимания требуют следующие ситуации:
заключение сделки со свежим компаньоном;
заключение договора с предоплатой;
заключение договора с отсрочкой или рассрочкой платежа;
заключение договора с контрагентом, оформленным в другом районе.
На нерадивость компании могут показывать определенные признаки:
организация-контрагент зарегистрирована по адресу, по которому располагается множество компаний;
повинности главного директора и основного бухгалтера выполняет одно лицо;
компания регулярно заменяет виды деятельности;
у компании есть большая задолженность или кредитные обещания;
государственная регистрация фирмы-контрагента ведется напрямую перед операцией заключения сделки.
Наличие по крайней мере одного из этих признаков должно вызвать аргументированные недоверия. Впрочем сама проверка контрагентов и не в состоянии обеспечить неимения жалоб к налогоплательщику со стороны налоговых органов, она все-таки понижает риски предъявления жалоб и улучшает возможность их удачного обжалования в суде.
Налоговый консалтинг поможет уменьшить финансовые риски, которые грозят организации штрафами, пенями, утратой репутации на рынке.
Чем грозит партнерство с проблематичным контрагентом. Есть несколько главных групп рисков, которыми опасно партнерство с проблематичными контрагентами:
В итоге признания контрагента нерадивым, налогоплательщику в обязательном порядке доначислят налоговые обещания и денежные штрафы по налогу на прибыль, НДС, единственному налогу при УСН и НДФЛ (для индивидуальных бизнесменов). Также, его включат в план проведения эмиграционных налоговых проверок, а в случае особенно большого нарушения против него могут завести управленческое или даже криминальное дело.
В такой ситуации компании грозит несоблюдение обещаний со стороны контрагента. У него есть возможность быть общим — недоставка продукции, невыплата, невозврат оплаты, или выборочным — нарушение сроков поставок или исполнения иных обещаний, условий к свойствам продукции или работ.


Август 3rd, 2025
raven000
Опубликовано в рубрике