Две разные революции — Оранжевая и Евромайдан
Это какое-то дежавю! В пышном и просторном колонном зале Киевской администрации сотни протестующих лежат на полу в спальных мешках, едят и обсуждают последние новости — именно так все было девять лет назад, во время Оранжевой революции.
Однако кое-что все же изменилось, потому что на этот раз люди не ждали, пока столичная мэрия добровольно откроет свои двери. Вместо этого в прошлое воскресенье во время массовой акции протеста они взяли здание штурмом, разбили несколько окон и захватили первый этаж.
Но несмотря на это, а также на несколько жестких столкновений с милицией, во время которых пострадали десятки людей, общее настроение демонстрантов было и остается преимущественно мирным.
Хотя теперь в центре Киева практически не увидишь детей, а многие протестующие носят пластиковые шлемы и газовые маски. И это отнюдь не похоже на романтические воспоминания со времен Оранжевой революции.
И все же старые лозунги против Януковича и его команды до сих пор звучат на улицах: «Банду геть!» и «Зека геть!». Последний из них намекает на две вероятные судимости президента со времен его молодости, официальных подтверждений которым нет.
Еще одно важное отличие — среди демонстрантов особенно выделяются националистически настроенные активисты.
На улицах Киева праворадикальная молодежь в черных балаклавах учит волонтеров, как противодействовать милицейским спецподразделениям. Националисты также организовали круглосуточное посменное дежурство на забаррикадированном Майдане Незалежности.
Некоторые из них относятся к преданным сторонникам «Свободы», которой не было в парламенте во время Оранжевой революции.
Однако ни лидер «Свободы» Олег Тягнибок, ни руководители оппозиционных «Батькивщины» или УДАРа не имеют такой массовой поддержки, какую в 2004 году имел Виктор Ющенко, чья фамилия стала главным лозунгом Оранжевой революции.
И отчасти из-за этого новые протесты называют горизонтальными, а не организованными сверху, а значит, по-настоящему социальными.
«Сегодня политика ведется не в Верховной Раде или в Кабинете Министров, а здесь, на майданах», — сказал со сцены на Майдане Юрий Луценко, бывший министр внутренних дел.
«Что-то изменилось, и в правильном направлении. Вы поняли одну вещь. Менять нужно не только президента, а всю систему», — сказал господин Луценко, иронично добавив, что мог подумать над этим, пока сидел в тюрьме.
«Евромайдан»
И тут возникает ключевой вопрос к оппозиционным лидерам: а как можно изменить систему легитимным путем?
В социальных сетях полно фотографий и видео, на которых «Беркут» бьет палками демонстрантов и журналистов. И пока нет никаких признаков того, что силы безопасности готовы перейти на сторону протестующих.
Большинство депутатов парламента, как и раньше, поддерживают президента. Во вторник они провалили попытку оппозиции отправить правительство Николая Азарова в отставку. Они также решительно отвергают требования провести досрочные президентские и парламентские выборы.
Между тем температура по ночам опускается ниже нуля и митинговать на улицах становится все сложнее.
Но пока это означает лишь то, что протестующим нужно больше дров, чтобы греться у костров на баррикадах. Ведь в Киев из разных регионов страны прибывают новые люди, чтобы присоединиться к Евромайдану.